ENG

СЕКЦИЯ 3. ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО: АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ

«Перманентная» технологическая революция и масштабные социальные трансформации создают ситуацию мира растущей сложности и стратегической неопределенности. Старшие поколения оказываются уязвимы перед изменениями: возникает ситуация префигуративной культуры (по М.Мид), когда «младшие учат старших».

Но пожилые перестают понимать язык молодых, а, значит, и современный язык обучения. Традиционная система образования, на которую возложена сложная миссия адаптации старших поколений к меняющемуся миру и интеграции их в современную экономику и общество, претерпевает сегодня затяжной кризис. Она не готова и не может обучать людей старшего возраста.

Однако идея, что старшие поколения «тотально непригодны» к миру будущего и представляют собой «обузу» для общества, едва ли выдерживает критику. Вопрос стоит скорее в нахождении правильной роли старших поколений, в правильном понимании задач пожилого активного возраста. Если мы поймем, какой должна быть новая парадигма массового активного долголетия, вполне возможно, что нам понадобятся и принципиально новые образовательные институты.

Цель панели — обсудить обе парадигмы «подготовки к активному долголетию»:

  1. «традиционную индустриальную», в которой основная задача — «адаптировать» пожилых людей и «минимизировать ущерб обществу» и
  2. «новую постиндустриальную», в которой у «массового активного долголетия» могут быть свои особые важные общественные и личные задачи

Вопрос в том, как должны быть организованы образовательные процессы, ориентированные на обе задачи, и в какой мере образование может способствовать переходу к «пост-индустриальной» концепции активного долголетия.

Мы обсудим следующие вопросы:

  • В чем состоят задачи «адаптирующего» обучения для пожилых людей с позиции экономики? Какие направления «адаптации» пожилых людей к меняющейся экономике оказываются наиболее результативными? Как такое обучение должно быть организовано?
  • Какими могут быть формы «адаптации», восстанавливающие диалог поколений и включенность пожилых людей в жизнь общества (в т.ч. на новых ролях)? Как может (с учетом «разрыва поколений») быть поддержано более активное включение пожилого поколения в жизнь младших поколений в своих семьях? Какой может быть роль активных пожилых людей для общества: городов, социального сектора, образования, систем общественного управления? Может ли быть найдено новое место для жизненной мудрости старших поколений?
  • В чем могут состоять задачи «серебряного возраста» как самостоятельного этапа жизни человека? Как эти задачи может поддерживать образование – чему и как должно учить? Какие формы организации образования должны быть в этом случае?
  • Для каждого из этих направлений мы обсудим
    • вопросы мотивации учащихся,
    • роли разных участников образовательной экосистемы (традиционные и новые образовательные институты, работодатели, общественные организации, сообщества, сами учащиеся),
    • требования к специалистам, которые могут обеспечивать соответствующий тип образования

Зал общественных мероприятий  (5 этаж)

 

Модератор:

  • Павел Лукша, профессор МШУ "Сколково", основатель инициативы Global Education Futures

Спикеры:

  • Гедиминас Кулиешис, Литва – Непрерывное образование в Литве: вызовы и перспективы
  • Дана Штейнова, генеральный секретарь EURAG, Республика Чехия – Центр Непрерывного образования в Праге - уникальный самофинансируемый проект
  • Мария Морозова, генеральный директор Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко; руководитель секции «Старшее поколение» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
  • Татьяна Комиссарова, МВА, PhD (psychology), декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, лидер проекта «Активная жизнь старшего поколения», создатель сайта: старше55.москва
  • Светлана Крайчинская, Союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", заместитель генерального директора по подготовке кадров — директор Академии
  • Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования Философского факультета МГУ
  • Михаил Владимирович Кларин, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
  • Анатолий Прохоров, руководитель Школы внутреннего взросления, главный эксперт Института образования НИУ