ENG

АННОТАЦИИ К ТЕМАТИЧЕСКИМ СЕКЦИЯМ

МОСКОВСКИЙ  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ»
 


Образование для пожилых. Актуальность


Один из самых серьезных вызовов современности и ближайшего будущего для стран Европы и России – демографические перемены, которые характеризуются понижением уровня рождаемости и ростом числа пожилых людей в обществе.  В связи с   увеличением скорости  развития  новых знаний и технологий в самых различных областях (генной инженерии, фармацевтике, ИКТ, и т.д. ),  в связи экономической, технологической и культурной глобализацией, с внедрением  автоматизации и роботизации  производства   в экономике, мы можем говорить о том, что результаты этих процессов  со   значительно большей интенсивностью будут влиять на  тенденции роста продолжительности жизни, а это значит,       что активность (профессиональная, личностная),   наличие компетенций для  адаптации  к быстро меняющимся процессам во всех сферах деятельности – из разряда желаемых будут переходить в разряд требуемых.
Программы активного долголетия в различных странах должны решать задачи не только  повышения  качества жизни пожилых людей, но и исходить из того, что пожилые люди могут и должны стать, по объективным причинам роста их числа,  одной из ведущих общественных сил.
Образование – всегда было ключевым механизмом изменения образа жизни и обретения новых компетенций.   Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества. Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.    

Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.  Привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.   
Содержание и направленность обучения при этом должны учитывать исторические, национальные и культурологические особенности  в разных странах и «ментальность» пожилых людей в их контексте. Так, например,  по результатам исследования Высшей Школы Экономики РФ, главной причиной неучастия россиян в непрерывном образовании оказались вовсе не материальные барьеры или нехватка времени, и даже не  ограниченность предлагаемого образовательного продукта,  а отсутствие сформированной потребности и осознанной необходимости в обучении.
 
Ключевая задача форума — ответить на вопросы: как учить «разных» пожилых, чему их учить, для чего их учить и кто должен  их учить.



1. ЗОЖ. Долголетие. Качество жизни

Сегодня образование пожилых людей в области ЗОЖ реализуется через целый комплекс мероприятий: профилактические проекты, разъяснения по лечению, питанию, вариантам физической нагрузки, сну, программы диагностики на основе современных аппаратных методов и пр.
Эффективность такого просвещения и обучения признана экспертами и органами власти. Помимо государства, в работе участвуют также бизнес и общественные организации. Но действия их не скоординированы, что отражается в отсутствии системного подхода, плохом качестве методик и инструментов, формальности обучения и, как следствие, низкими его результатами.

  • Каким должно быть образование в области ЗОЖ, чтобы пожилые люди сохраняли здоровье и активность как можно дольше?
  • Просвещение «новых пожилых» — это вызов образовательной системе и власти. Какие подходы и сценарии возможны?
  • Как определять эффективность отдельных практик и обучения в целом?
  • Каков образовательный потенциал сферы и к чему нужно стремиться?
  • Как и какие кадры готовим?

2. Информационные технологии: развитие и инклюзия или самоизоляция?

Современное общество — это цифровое общество. Умение пользоваться цифровыми ресурсами превратилось в базовый и необходимый навык. Отсутствие ИТ — компетенций — основной барьер для продолжения людьми старшего возраста трудовой деятельности, так как почти вся деятельность сегодня проходит цифровую трансформацию и не остаётся сфер деятельности, где бы не были нужны ИТ— компетенции. При этом ИТ — компетенции, будучи базовыми компетенциями, как, например,  и язык или математика легко осваиваются именно в юном возрасте. К сожалению, мы вынуждены констатировать,   что обучение технологиям не рассчитано на пожилых. Нет единых апробированных и доказанных по эффективности подходов и методик,  не учитываются специфика, конструктивные и деструктивные стратегии адаптивного поведения людей старшего возраста.

  • Возможно ли обучить людей ИТ компетенциям после 50?
  • Какие компетенции осваивать пожилым людям?
  • Каков лучший метод обучения?
  • Как и какие кадры готовим?

3. Вызовы будущего: активное долголетие требует подготовки

Общественная и технологическая революции продолжаются. Быстрые и постоянные изменения стали нормой. Разрываются поколенческие связи, рушится преемственность в традиционном укладе и культуре. Пожилые перестают понимать язык молодых, а, значит, и современный язык обучения. Сегодня традиционные институты образования (школа, колледжи, институты) претерпевают длинный и затяжной кризис. Они перестали отвечать требованиям времени и общества. Тем более они не готовы  и не могут обучать людей старшего возраста.

  • Как должно быть устроено образование для людей старшего возраста?
  • Каковы его форматы, методы, содержание?
  • Как мотивировать людей старшего возраста на постоянное обучение?
  • Как сделать образование для них максимально эффективным?
  • Какую роль тут должны сыграть традиционные институты образования, общество, корпорации, сами люди старшего возраста?
  • Как и каких специалистов необходимо готовить для решения поставленных задач по образованию пожилых людей